Russian Arabic Chinese (Simplified) English French German Greek Spanish
Russian English

Готика и витраж

Готикой, или готическим стилем, называется направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV-XV вв.). В готике особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Несмотря на это, в эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В эту эпоху возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Она отличалась утонченностью форм, но была очень консервативна и лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.

Основным видом искусства этой эпохи являлась архитектура. В это время строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.

Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромные оконные пространства давали возможность применять расписные стекла больших размеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственно в оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей.

В XV столетии живопись на стекле уже соперничает со стенной живописью. Техника в это время делает стекло таким же удобным материалом, как и полотно, так как свинцовая сетка употребляется реже, а размеры стекол становятся больше. В XVI столетии на оконных стеклах появляются копии с произведений великих мастеров.

В фигурной живописи по стеклу сцены компоновались на фоне узорчатых ковров, орнамент как бы являлся продолжением фигурных изображений. Если первоначально рисунок был довольно условен и примитивен, то, во всяком случае, он был правдив, для художника он не являлся самоцелью, а был плодом его творчества и наивной веры. Точно так же воспринимал его и зритель.

В архитектурных формах были распространены готические порталы, крыши, балдахины, под которыми изображались отдельные фигуры, а позднее - целые группы.

В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д.

На исходе средневековья фигуры в живописи на стекле перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня. Но с этого времени начинается упадок витражного искусства, а с ним гаснет и монументальная живопись по стеклу. Правда, техника исполнения и рисунок продолжали совершенствоваться, но применение витражей суживается по мере того, как эпоха Возрождения предъявляет к архитектуре новые требования. Зодчий стремится к тому, чтобы внутреннее пространство здания отчетливо выступало перед зрителем, чтоб в нем было больше света.

К памятникам архитектуры эпохи готики относятся соборы, ратуши, башни, замки и другие здания, возведенные в основном в XIII-XIV столетиях. Отдельные сооружения были начаты еще в XII веке, некоторые закончены в XVI и позднее. Готические здания сохранились во Франции, в Германии, Австрии, Испании, Италии, Чехословакии, Польше, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Венгрии и других странах.

На территории республик, входящих в состав СНГ, готическая архитектура имела слабое распространение. С архитектурой, носящей готический характер, мы встречаемся главным образом в Прибалтийских республиках - в Литве, Эстонии, а также в Латвии.

Нельзя все же рассматривать витражи как искусство исключительно церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах (Шартрском и других) встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.

Существовала и так называемая кабинетная живопись по стеклу, предназначавшаяся для украшения небольшого помещения. Техника ее исполнения та же, что и у монументальной живописи по стеклу. Кабинетное стекло не употреблялось самостоятельно, оно было цветным акцентом на сравнительно большой плоскости бесцветного, в основном узорчатого стекла. Кабинетная живопись по стеклу украшала помещение, создавала в нем уют и завершала интерьер.

В средние века, когда под влиянием феодального и церковного правления убранство жилья носило весьма скромный, аскетический характер, едва ли в нем были уместны украшения из цветного стекла.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, искусство витража, как и вообще искусство, стало проникать в гражданские здания, где и продержалось до наших дней, достигнув высоких ступеней развития.