Russian Arabic Chinese (Simplified) English French German Greek Spanish
Russian English

Современные техники витража

Витражи - декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Их сегодня используют так же, как стильное произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.

Второй родиной искусства витража была Америка. Два профессиональных художника, Джон Ла Фарж и Луис Комфор Тиффани, профессионально подошли к оформлению интерьера. Искусство быстро проходящее, которое на протяжении почти всей второй половины XIX века фактически приравнивалось к оформительскому, они поднимали до уровня ведущих видов искусства, архитектуры и живописи. Живопись была чрезвычайно популярна в XIX веке, и оба мастера попытались достичь в стекле эффектов объемности, пространственности и светоносности, не пользуясь ее техниками и приемами. Работая раздельно, но приблизительно в один и тот же период (1870-е гг.), они изобретали новые виды стекла, имевшие собственные, полученные в результате новых технологий, новые цвета с особой выразительностью.

Считается, что молочное стекло с опаловыми разводами изобрел Ла Фарж. Дальнейшие эксперименты в этом направлении дали тот невероятностью разнообразный спектр цветных стекол, которыми пользуются витражные мастерские сейчас.

Луис Комфорт Тиффани, напротив, во-первых, развил технику пайки классического витража. Он использовал в многослойное стекло, которое во множестве фрагментов встречалось в его витражах, и соединял отдельные фрагменты с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов также менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности, случайности возникшего объемного или пространственного эффекта. Увлекаясь достижением живописных эффектов от совмещения различных цветов, Тиффани порой забывал о реальной стороне производства и его витражи получались необыкновенно тяжелыми, а иногда и совершено непрозрачными. И все же художник был убежденным сторонником декоративного витража, с обобщенным изображением, которое хорошо и ясно воспринимается в разных масштабах. Старинную живописную технику он применял только в заказах для церкви - в детальной проработке изображений святых.

Витражная техника Тиффани

Практические соображения все же заставили Тиффани упростить технологию изготовления своих витражей, которая вошла в историю стеклоделия как "техника Тиффани". Она появилась около 1899 года. Едва ли не самыми ходовыми изделиями фирмы Тиффани были абажуры для электрических ламп. Работа на очень маленькой по сравнению с классическим витражом, к тому же криволинейной поверхности, потребовала использования большого количества очень мелких фрагментов, из которых собиралось целое изображение. Злые языки утверждали, что художник просто использовал отходы производства больших витражей, однако это не так. В этом заключается один из парадоксов витражной техники - маленький фрагмент можно изготовить только из большого куска материала. Мозаичные абажуры Тиффани мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам модерна - нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление. Лампы, так же, как и витражи в одно время с Тиффани изготавливало множество художников. Двумя самыми распространенными видами декора этих предметов были геометрический орнамент, изображения цветов и насекомых. При насыщенности рынка продукцией, работы Тиффани выдерживали конкуренцию, потому что были особенно высокого качества и всегда дороги.

Тиффани был экспериментатором. Он искал новые художественные эффекты, используя различные способы подготовительной обработки стекла. Для того чтобы придать своим изделиям больше сходства с природными и естественными формами, он растягивал, прокатывал, отливал будущие детали. Растения, вода, солнце в его изделиях как живые - не в смысле натуральности. Художнику удалось найти меру условных отношений в своем искусстве, поэтому оно получилось именно подобным жизни, не копируя ее реальные формы. В искусстве Тиффани не было вульгарного натурализма.

Многослойное стекло виртуозно обрабатывал в своих вазах химическим травлением и гравировкой еще один знаменитый художник модерна, француз Эмиль Галле. Оба американских художника, Тиффани и Ла Фарж, применяли в своих витражах многослойное стекло для передачи живописных и пространственных эффектов.

Декоративный витраж

Декоративный витраж с растительными и геометрическими композициями был неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна, в том числе и в России, не отстававшей на рубеже ХIХ-ХХ веков от других стран. В этой технике работали и элегантный Федор Шехтель, и удивительный и непонятный Марк Шагал. Особняки и большие доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы и другие общественные сооружения немыслимы без витражей.

Витраж, можно сказать, сопровождал человека в его странствованиях по дому, как хороший провожатый, комментируя назначение или даже личную историю помещения. Витражи обязательно и ненавязчиво, но так, что их невозможно было не заметить, располагались в ключевых точках любого помещения, где были застекленные поверхности: над парадным входом в здание, на лестничных площадках, на световых фонарях над лестничной клеткой, в эркерах, в окнах гостиных, кабинетов и т.д. и т.п. Кроме традиционных оконных витражей в помещениях использовались витражные перегородки, частично заменявшие внутренние стены.

Искусство модерна - это искусство изысканной детали, поэтому в витражной технике изготавливали также ширмы, заполнение дверных фрамуг и дверные филенки, каминные экраны, декоративные вставки в дверцах шкафов, буфетов, туалетных столиков и этажерок. Широкий фацет (широко срезанные ребра стекол, создающие эффект огранки, как у драгоценных камней) во много раз увеличивал художественное достоинство самой незамысловатой детали - так же, как и качество ручной обработки каждого фрагмента. Витражная картина возродилась в виде витражного панно. В витражной технике изготавливали даже столешницы и часы.

Зачастую витражи особым образом, как свойственно модерну, поддерживали renomme`e хозяина дома. Как символ, как эмблема, воспринимаются витражи на лестнице петербургского дома придворного ювелира К.Г.Фаберже (Архитектор К.К. Шмидт, СПб, 1899 - 1900) - на окнах с частым сетчатым переплетом рамы от окна к окну повторяется изображение увитой вьюнками калитки в живой садовой изгороди. Прихотливые изгибы стебля растения создают четкий и прозрачный силуэт в окне, при этом абсолютно симметричная, композиция имеет вид драгоценной диадемы. Фаберже славился своим умением сделать драгоценной самую простую вещь и простому поделочному камню придать благородство самоцвета. Эту же идею поддержал, казалось бы, бесхитростный по замыслу и виртуозный по исполнению витраж на лестнице жилого дома.

Новое возрождение витража

Апофеозом фантазии стиля модерн в витражной технике можно считать гигантские люстры в общественных зданиях (например, люстра зрительного зала Паласио де ла Мусику Каталана в Барселоне, построенного по проекту Луиса Доменик-и-Монтанера в 1905-1908 годах). В них витражная техника утвердила себя как техника монументального искусства, и новое возрождение витража было предопределено, поскольку появился новый круг заказчиков.

В России монументальный витраж был востребован во второй половине XX века, в период чрезвычайно активного строительства общественных комплексов и сооружений. К сожалению, большинство этих произведений можно считать только слабым огоньком, поддерживающим основы традиции искусства витража, в силу специфики заказа. Витраж дождался своего нового периода расцвета опять, как и сто лет назад, на рубеже веков, в переломную эпоху. К этому времени новейшие технологии второй половины XX века легко создали феномен архитектурного стекла, которое "работает" наравне с металлическими конструкциями и не уступает им по прочности и по формообразующим возможностям. Сложные криволинейные поверхности, о которых, наверное, мечтали и Пэкстон, и Тиффани, тиражируются. Изогнутое архитектурное стекло с пиролитным покрытием, стеклопакеты и стеклоблоки "работают" на новый облик современной архитектуры. Сделана ставка на высокие технологии, которые по замыслу своих авторов, создают идеальный, высококачественный материал, прекрасный уже одним своим качеством.

В современных интерьерах банков, офисов, представительств и частных домов, напоенных и пронизанных светом, прозрачный витраж встречается так же часто, как и прежде, и даже выполняет новые функции. Видимо, он действительно так же вечен, как и архитектура, что подтверждают долгожители-витражи в разных городах России, в которые когда-то проникло влияние модерна. Их ценят и берегут. Может быть, ставшие сейчас более динамичными и более декоративными современные геометрические и растительные орнаменты и композиции витражей по-прежнему помогают человеку осваивать архитектурную среду. Это эмоциональный буфер, существующий там, где его могут себе "позволить".

Современные техники витража

В современных интерьерах в моду вошли витражные панно, закрывающие потолочные светильники, внутренние междуэтажные колпаки-фонари, прозрачные стенки-перегородки в жилых комнатах. Новые функции потребовали новых технологий и горячей, и холодной обработки стекла на стадии подготовки деталей витража. Наиболее популярный сейчас фьюзинг даже трудно назвать модным, потому что он технологически многовариантен. Он удовлетворяет как самым изысканным вкусам эстетов, умеющих оценить акварельные эффекты, полученные кропотливым спеканием многослойных деталей витража, так и невзыскательной игровой эстетике поп-культуры, получающей удовольствие от экстремальных форм резаного листового стекла с едва оплавленными краями.

Классические техники витражного декорирования: роспись, гравирование, пескоструйная обработка и химическое матирование стекол, а также литье деталей востребованы в разнообразных по стилю и характеру интерьерах. Продолжается "интерьерный бум" и, думается, он будет нарастать. Спрос на интерьерное художественное стекло выше, чем его может удовлетворить современная техническая база мастерских с хорошим оборудованием. Пусть так и будет, потому что высокое качество красивой вещи требует реальных затрат.