Russian Chinese (Simplified) Dutch English French German Greek Italian Portuguese Spanish Swedish
Russian English

Витражи студии Александрия

Художник должен быть богат и успешен

Записал Иван Тырданов
Аналитический журнал "Русский предприниматель" №11, декабрь 2003/январь 2004

Нередко витражи смотрятся как обычное цветное пятно в интерьере. У "Александрии" они - произведения искусства.

Безвозвратно уходит время, когда эстетические запросы нашего человека ограничивались стандартным ассортиментом, предлагаемым торговлей. На смену однообразному товарищу Дефициту, которого, завистливо поглядывая на соседа, вожделели и рано или поздно добивались, пришел господин Эксклюзив. Современному преуспевающему человеку хочется иметь то, чего ни у кого нет и быть не может.

Представляете, какие муки можно испытать, придя к кому-нибудь в гости и увидев там свое любимое кресло или вазу? Вспоминается фильм "Ирония судьбы, или С легким паром", где судьбы симпатичных персонажей совершили немыслимый кульбит именно из-за того, что их дома и сама обстановочка квартир не имели "особых примет".

Но теперь другие времена. Десятки раз изучив этот фильм, хозяйки поняли, что муж, в каком бы состоянии он ни был, должен отличить свой дом от другого, свою постель от чужой.

Это, естественно, шутка. На самом деле в стране наконец-то появилась востребованность в художнике. Отечественное прикладное искусство долгие годы не имело спроса, а потому и развития. Унылость образцов советской легкой промышленности, как мы помним, внедрялась в наши жилища штампованным хрусталем, полусинтетическими коврами и полированными стенками. А тысячи художников, сидя в подвалах, не могли реализоваться. Это великая трагедия нашего народа. Мы закопали множество талантов, и слава Богу, что теперь что-то меняется.

11 лет назад выпускники знаменитой Строгановки Александр Глазков и Лейла аль-Нуман, еще только начиная работать в области прикладного и монументального искусства, сформулировали для себя основные принципы своей творческой деятельности. Богемный стиль жизни и органично вытекающий из нее стиль работы всегда вызывали у них категорическое неприятие. Саша имеет старые купеческие корни и семейные традиции, Лейла абсолютно обрусевшая арабка из древнего православного рода с Ближнего Востока.

Вот что они рассказали нам:

- Хотелось создать для себя такие условия работы, которые позволяли бы заниматься любимым делом (в частности, витражами) и при этом иметь относительную стабильность и перспективу. Наиболее логичной и рациональной схемой показалась работа по принципу дизайнерских бюро или домов моды, когда под именем и управлением известного дизайнера трудится целый коллектив. Система с четко определенными функциями для каждого.

На возможность сочетания искусства и бизнеса указал еще А.С. Пушкин в хрестоматийной фразе: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". И двадцатый век дал множество примеров тому, что художник необязательно должен быть беден и маргинален. Расхожий образ творца с шарфом на шее, всклокоченными волосами и закатанными от вдохновения глазами, карикатурен и надуман. Настоящий художник -- это прежде всего серьезный мастер и высокий профессионал. А что касается тех, кто завоевывает зрителя не работой, а эпатажностью собственного имиджа, то это типичная клоунада, что, впрочем, тоже своего рода искусство. Но мы к нему отношения не имеем.

Мы считаем, что художник может - и даже обязан - быть богат и успешен. Одного таланта часто не хватает, чтобы состояться. Еще нужны условия. И хорошо, если эти условия есть. Но чаще всего их нет. Это раньше Государь император опекал художников, выделял им стипендии, на которые они годами жили и развивались в Италии, а теперь нам самим нужно о себе заботиться. Поэтому мы, засучив рукава, взялись за дело и создали студию художественного стекла "Александрия".

Очень важным моментом стало построение взаимоотношений заказчика - художника. С одной стороны, мы делаем совершенно уникальный продукт - витраж, который потенциально всегда может стать произведением искусства. С другой - это можно рассматривать как банальное цветное пятно в интерьере. Прежде всего это зависит от художника - автора эскиза. Вопрос эстетики для нас - главный и самый трепетный момент. Нам интересно делать сложные красивые вещи. Сбиться на пошлость и халтуру очень легко. Выбраться из этой ямы практически невозможно. Поэтому мы не имеем права выпускать из нашей студии недостойные нашего уровня вещи. Все эскизы, которые делают художники "Александрии", жестко анализируются, отбираем только самые лучшие. Их и показываем заказчику. Иногда творческая работа идет очень сложно, делается масса предварительных эскизов. Но в итоге все должно получится легким и изящным. Вещь должна быть именно такой, которой мечталось заказчику.

Наш клиент - человек богатый и респектабельный. Наша продукция предназначена для хорошей архитектуры, для продуманных дорогих интерьеров. Ответственность большая. И это тоже один из факторов, заставляющих нас работать только на высоком уровне. Более того, само производство продукции требует немало вложений. Это и дорогие материалы, и сложная технология, требующая промышленных мощностей, которых у нас в стране почти не осталось. Приходится работать и закупать необходимое в других странах. В таких условиях мы просто не имеем права на ошибку.

Витражи, выполненные cтудией "Александрия", сделаны по классической технологии - наборный витраж из цветного стекла в латунной, свинцовой, медной или мельхиоровой протяжке. Используется специальное витражное стекло (в основном производства США и Италии). Более 150 цветов и оттенков. Мы принципиально не занимаемся имитациями (пленки, лаки, краски и замазки). Также работаем в технике многослойной пескоструйной гравировки на стекле или зеркале.

Перспективное направление работы студии - мозаика. Мелкомодульная стеклянная мозаика - идеальный материал для использования в интерьере. Она позволяет создавать не только монументальные работы, но и камерные композиции. Хочется обратить внимание на то, что мозаику нарезают вручную мастера "Александрии". Это позволяет, во-первых, делать тот модуль, который нужен для конкретной работы, во-вторых, совмещать техники римской и флорентийской мозаики.

За годы работы наша студия приобрела устойчивую репутацию прежде всего в профессиональной среде дизайнеров и архитекторов. Высокий класс работы - это не просто способность время от времени выдавать шедевры. Это главным образом стабильный и прогнозируемый результат. Заказчик должен быть уверен: витраж, который мы для него сделали, по пятибалльной шкале получит оценку 6.